Научный подход к религии в трудах священника Павла Флоренского

Научный подход к религии в трудах священника Павла Флоренского

Перед вами особый пример, что страх Божий занимает значительное место в Ветхом Завете, вовсе не является первоначальным фоном, как говорят, неразвитой религии. Напротив, страх представляет собой первую ступень духовно-нравственного развития, к которому призывает Слово Божие. На более высоком уровне духовного познания страх побеждается любовью, но здесь на первых шагах без него не обойтись. Действительно, сейчас есть понятие секуляризации, обмирщения церкви. И многие западные христиане, да и наши тоже приходят в церковь, по привычке что-то делают, а страха уже нет. Нет внутреннего трепета, который испытывает человек, переступая через то, что должно потрясти, к чему ангелы страшатся приблизиться.

Оглавление:

Говоря о Кресте, мы взяли его как пример: Но дело сейчас не в Кресте, а в свойстве и назначении культа вообще приводить нас в соприкосновение с иными мирами: Но нам, для подхождения к характерным линиям культа—что я и называю философией культа—полезно глянуть сперва именно на грозное величие и массивность древних культов, —чтобы подойти к пониманию страха Божия, исходного переживания религии, —ибо страх Божий и есть да Богу.

Чем массивнее, лапидарнее, архаичнее будем мы мыслить о религии, тем ближе будем мы к истине. Хотелось бы рассуждениям нашим придать каменную тяжеловесность, чтобы слова все весили в 10, в , в раз более, нежели весят они, чтобы каждое из них, как стопудовая гиря, ложилось на вас, чтобы каждое из них своим весом заставляло вас чувствовать его, чтобы вы не могли скинуть с себя его груза, чтобы, одним словом, оно врезывалось в вас все глубже и глубже.

Начало премудрости страх Божий. См. УМ ГЛУПОСТЬ. Религия, отмечает П.А. Флоренский, есть прежде всего С. Божий, и кто хочет проникнуть в.

Так, например, имеется немало антиномий догматических: При рассмотрении как отношений между тремя ипостасями Св. Духовной красоте сопутствует святость тела, сияние которого заливает плоть светом. Согласно схоластической этимологии, именно есть нечто универсальное, т. Беспросветная тьма, почти вещественно густая, окружала меня. Господи, услыши глас мой! Духа, которые руководят церковью. Взгляды Флоренского подверглись резкой критике Бердяева см.

Миру противостоит закон эктропии Логос. Действительно, между этими двумя типами философии существует глубокое различие: Поэтому они связаны между собою только посредством внешних отношений.

«Занимательное богословие».10. О страхе Божием

Подошел к нему и пригласил участвовать на съезде инженеров. Флоренский отвечал, что не слагал с себя сана священника и штатское надевать не может. На съезде Флоренский делал доклад. Когда всходил на кафедру, слышались недоуменные возгласы — поп на кафедре!.. Доклад Флоренского был, как всегда, содержателен и блестящ по форме. В эти годы о.

У Флоренского же имешто культ как объективная система связи горнего с со страха Божьего. Страх перед Господом у Марселя отступает в тень.

Павел Флоренский - Павел Флоренский Философия культа Следуя традиции русской религиозной философии, отец Павел Флоренский духовное начало женственности связывал с почитанием Третьей Ипостаси Духа Святого, облагодатствовавшего Пресвятую Деву Богородицу, а духовное начало мужественности связывал с почитанием Второй Ипостаси Бога Слова, Логоса. Почитание Духа Святого связывалось также с творческим вдохновением, художеством, а почитание Логоса-с осмысленностью, разумностью научной деятельности.

Но еще значительно ранее протоиерей Александр Горский, ректор Московской духовной академии, развивал концепцию святого Григория Богослова о том, что в Ветхом Завете преимущественно действует открывается Ипостась Бога Отца, в воплощении - Ипостась Бога Сына, а после Пятидесятницы-Ипостась Духа Святого [21]. Думается, что концепция святого Григория Богослова - отца Александра Горского сродни концепциям отца Павла Флоренского, который связывал Киевскую Русь с началом божественной восприимчивости мира, почитанием Богородицы как вместилища Духа Святого и художественным символом Софии - Премудрости, Художницы Небесной, а Московскую и Петербургскую Русь связывал с началом божественного воплощения, оформления, почитанием Христа Спасителя и художественным символом Пресвятой Троицы см.

Можно, конечно, оспаривать, насколько допустимы подобные философские и историософические концепции, так как Единосущее Пресвятой Троицы выражается в том, что все Три Ипостаси имеют единую волю, единое действие; так как Вечносущий Премирный Превышеестественный Бог не может являться в Своих Различных Ипостасях началом ни женственного и мужественного, ни вдохновенности и разумности. Можно признать, что время не оправдало подобных концепций, они не приблизили православную философию к догматическому учению Церкви, а скорее удалили.

Но когда в части"Семь таинств" отец Павел пишет: Уникальность труда отца Павла состоит в том, что впервые православный культ и таинства осмысливаются им с точки зрения религиозно—философской. Обыкновенно таинства рассматривались или с точки зрения их практического совершения практическое руководство для пастырей , или с точки зрения их исторического сложения историческая литургика.

Реже таинства рассматривались с точки зрения догматики. Но любой из этих подходов подразумевал обращение к членам Церкви, внутри Церкви. Принципиальная новизна исследования отца Павла состоит в том, что он обращается в значительной степени к тем, кто находится вне Церкви, ставит задачу апологетическую и миссионерскую.

Философия культа

Как"немощный человеческий лик" может соприкасаться с"Божией правдой"? Как божественная энергия не испепеляет ничтожества твари? Эти идругие подобные вопросы требуют онтологического вскрытия. Переводя на грубый и бедный язык земных сравнений, скажем: Что было бы, если бы в потир опустить частицу солнца?

Но там То, пред Чем солнце—мрак, и

«Лекция I. Страх Божий» находится на 1—29 машинописных страницах и Упоминая апостола Иоанна Богослова, Флоренский использует форму.

Предлагаемая вниманию читателей статья отражает ортодоксальную христианскую точку зрения на магию, астрологию, спиритизм и прочее тайноведение, построенную на актуальном для автора материале. Работа интересна также рассмотрением связи религиозного, научного и суеверного мировоззрений. Тайноведение и христианство В настоящее время, как и в начале века, наблюдается повышенный интерес к астрологии, оккультизму, нерелигиозной мистике самых различных оттенков, к всевозможным учениям по организации психической жизни.

Газеты и журналы публикуют гороскопы, предсказания астрологов, предлагают рецепты гармонизации индивида и среды. Не отрицая значения всего этого знания, во все века считавшегося тайным, эзотеричным, нам бы хотелось сказать об отношении к нему христианства. Родиной тайного знания, т. У древних мидян и персов волхвы являлись особым классом людей, в древней Ассиро-Вавилонии магия считалась важнейшей отраслью знания, вершиной и синтезом наук. Египетские маги прославились своими астрономическими наблюдениями и предсказаниями.

В Древней Греции были известны маги, астрологи и предсказатели, отношение к ним было различным: В Риме на них смотрели как на шарлатанов, использующих народное суеверие в корыстных целях.

. СТРАХ БОЖИЙ

Павел Флоренский, наука, религия, феноменология религии, религиозный опыт, Святое, Высшая Реальность, Истина. Андроник Трубачев , игум. Такие описания, очевидно, для него являлись фактами религиозной жизни, тем более ценными, чем более они лишены субъективных истолкований.

. 1. Страх Божий.. 2. Культ, религия и культура..

Оригинал взят у в Флоренский П. Почему афонские споры в наше время как бы остановились и прекратились в своем развитии? Потому, что мы слишком мало внимания обращаем на общее направление нашей жизни, мысли и деятельности, на основные их линии. Поэтому и я сейчас хочу заниматься не деталями, а общей постановкой вопроса об Афонских спорах. Обычно к этому вопросу подходят не с той точки зрения, с какой требуется, — не с точки зрения общих предпосылок.

Происходит эта ошибка оттого, что наше время лишено миропонимания — все люди питаются лишь отрывками и обрывками различных положений и потому нередко впадают в заблуждение, т. Но можно наметить несколько таких данных из нашей действительности, при помощи которых можно подойти к этому вопросу. Сейчас в нашей жизни есть православное мировоззрение и есть ряды других мировоззрений, которые содержат в себе неправославные идеи или даже только известные предпосылки, в результате развития которых бессознательно придешь к неправославию.

По внешности они почти ничем не отличаются от православия, т. Формулируя свое мировоззрение вполне православно, мы на самом деле постепенно и потому незаметно для себя отступили от строя церковной жизни и сейчас находимся на том же пути, как и протестантство. А раз наша служба перестанет соответствовать церковному чину и уставу, то очевидно, что происходит незаметно некоторая фальсификация богослужения.

Отец Павел Флоренский (Н.О. Лосский)

Вы можете внести посильный вклад в развитие сайта КнижныйГид рассказав о нас друзьям в социальных сетях: Все книги на сайте представлены исключительно в ознакомительных целях. После скачивания книги и ознакомления с ее содержимым Вы должны незамедлительно ее удалить. Копируя и сохраняя текст книги, Вы принимаете на себя всю ответственность, согласно действующему законодательству об авторских и смежных правах.

Как-то видел объяснение верующего, что"Страх Божий" означает не"страх Бога", а"страх Павла Флоренского. Его нет в сети.

О, пре честный и Животворящий Кресте Господень! И если мы хотим сколько-нибудь подойти к Богослужению, мы должны брать его таким, каково оно есть, не спешить приводить всё к пошлому уровню речей вседневных. Богослужебные тексты должно принимать в полной серьезности и буквально. Сатана в виде эфиопа столкнул его в бывший тут ров, полный грязи. Погрузившись в тину уже по пояс, святой Андрей воззвал: Увидев— —Крест, святой Андрей воскликнул: И тотчас— — явились два мужа, которые извлекли его из рва и стали невидимы.

СТРАХ КАК РЕГУЛЯТОР МОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ. Потоцкая Ю. І. Харьков, Украина.

Вот слово не современное. Но что же делать: Религия есть прежде всего Страх Божий, и кто хочет проникнуть в святилище религии, тот да научится страшиться. Отсутствие страха—свидетельство не мужества, а, как раз напротив, —дерзости, наглости духовной, обнагления—свойственного трусливым натурам, когда они уверились в безнаказанности.

Страх Божий. Лекция 2. Культ, религия и культура. Лекция 3. Культ и философия. Лекция 4. Таинства и обряды. Лекция 5. Семь таинств.

Но эти два мира — мир видимый и мир невидимый — соприкасаются. Однако их взаимное различие так велико, что не может не встать вопрос о границе их соприкосновения. Она их разделяет, но она же их и соединяет. Как же понимать ее? Тут, как и в других вопросах метафизики, исходной точкою послужит, конечно, то, что мы уже знаем о себе самих. Да, жизнь нашей собственной души дает опорную точку для суждения об этой границе соприкосновения двух миров, ибо и в нас самих жизнь в видимом чередуется с жизнью в невидимом, и тем самым бывают времена — пусть короткие, пусть чрезвычайно стянутые, иногда даже до атома времени, — когда оба мира соприкасаются, и нами созерцается самое это прикосновение.

Как приобрести страх Божий? (прот. Владимир Головин)


Comments are closed.

Жизнь без страха не только возможна, а совершенно достижима! Узнай как победить страх, кликни здесь!